Теория --> Эмбиент – мифы и реальность.  


Кирилл Трепаков [2005-04-06]

Согласно прогрессивному английскому словарю "Longman: Dictionary of Contemporary English" существительное "ambience" – то, как место, где вы находитесь, заставляет вас себя чувствовать (дословно - "the way a place makes you feel"). Другими словами, находясь в определенной обстановке, месте или пространстве, вы подвержены влиянию той среды, в которой находитесь. А "ambient music" согласно этому же словарю - это медленная электронная музыка, которую вы слушаете, когда хотите отдохнуть, расслабиться (дословно - "slow electronic music that you listen when you want to relax".

По мнению большинства, термин "эмбиент" ("ambient") впервые был применен по отношению к музыке в конце 1970-х годов с легкой руки Брайана Ино (Brian Eno). Предыстория такова: Ино попал в больницу, где довольно длительное время был прикован к постели. В определенный момент он осознал, что воспринимает окружающие шумы как некую музыку. После освобождения из больничного плена он вернулся к работе и стал записывать различные звуки города, окружающей среды, которые потом обрабатывал эффектами и соединял в различных сочетаниях. Полученные записи в результате стали серией работ под названием Ambient.

Однако музыка "эмбиент", безусловно, существовала и раньше. Отдельные произведения композиторов-минималистов, некоторые этнические записи, эксперименты первых синтезаторщиков вполне могут соответствовать этому стилю. Более того, звуки природы, различные шумы машин или механизмов, голоса людей - все это своего рода эмбиент. Но не совсем. Чтобы шум листвы за окном действительно стал эмбиентом, ему необходимо приобрести одно важное качество - наше к нему отношение. То есть он должен так пройти через призму восприятия, чтобы превратиться из безликого физического явления в артефакт, причем соответствующей эмоциональной направленности.

Сейчас эмбиент - довольно широкое определение, которое может включать в себя богатую палитру стилей как в музыке, так и в смежных видах искусства, таких, как видеоарт, фотогалереи с музыкальным сопровождением и даже кино. В музыке существует огромное количество близких к эмбиенту направлений, таких, как ambient-dub, ambient-trance, techno-ambient, ambient-electro и даже ambient-rock. Однако мы не будем сейчас заниматься классификацией этих культурных явлений и выявлением порой трудно определяемых различий, усугубляя тем самым энтропию современной культурной жизни общества. Отметим то, что их объединяет - это некий трудноуловимый дух, незримое присутствие которого сложно описать культурологическими терминами, но достаточно легко ощутить, послушав лучшие работы музыкантов - апологетов эмбиента.

Создание музыки "эмбиент"

А теперь повернем наше внимание в сторону технологии изготовления подобной музыки. Для начала хочу сказать, что бытует довольно устойчивое мнение, что эмбиент (да и вообще электронную музыку) делать просто. Что для этого и студия-то не нужна, а достаточно иметь всего лишь мощный компьютер со звуковой платой, что необязательно быть образованным музыкантом, умеющим играть на музыкальных инструментах, - хватит умения двигать мышью "колбаски" в секвенсере. Однако это далеко не так. Компьютеры сейчас есть у многих, любителей двигать мышью хоть отбавляй, музыкой занимается огромное количество народа, а шедевров от этого почему-то не прибавляется. Более того, лучшие работы российских музыкантов в стиле эмбиент из тех, что мне приходилось слышать, были сделаны либо вообще без использования компьютера или с минимальным его участием, да и то на этапах, близких к заключительным. Я вовсе не призываю отказываться от огромных достижений информационных технологий последних лет. Просто слишком много иллюзий связывается сейчас с работой на компьютере, в том числе о сочинении и записи музыки. Но об этом немного позднее.

Запись саунд-скейпов

Оставим читателям решать, какие особенности существуют в изготовлении электронной музыки вообще - об этом сейчас пишут и говорят многие. Заострим наше внимание на том, что присуще именно эмбиенту, процессу его записи и сведения.

В основном это запись акустических явлений - как музыкальных, так и шумовых. Здесь все средства хороши - от карманного кассетного диктофона до высококачественного студийного тракта записи стоимостью многие тысячи известных всем купюр. Однако в первую очередь стоит подумать о каком-либо мобильном комплексе для записи саунд-скейпов. Это может быть как DAT-магнитофон, так и просто профессиональный репортерский кассетный магнитофон. В свое время я использовал для этого очень удобный и надежный репортерский DAT Tascam DA-P1 и стереомикрофон Beyer-Dynamic с поворотной головкой, позволяющей выставлять нужный угол охвата звуковой картины, и изменяемой характеристикой направленности. Магнитофон DA-P1 оснащен встроенным предусилителем с фантомным питанием для конденсаторных микрофонов и даже компрессором, что позволяет в считанные секунды начать запись, не тратя время на точную отстройку уровня. Пользуясь этим небольшим набором, я сделал довольно большую библиотеку шумов, которой, кстати, пользуюсь до сих пор. Что касается микрофонов, лучше, если их будет несколько, как динамических, так и конденсаторных, с различными характеристиками направленности и чувствительности. Я прекрасно понимаю, что приобрести высококачественный студийный конденсаторный микрофон может позволить себе далеко не каждый, но это не беда. К счастью, наша промышленность, например тульский завод "Октава", выпускает недорогие, но весьма качественные микрофоны, способные удовлетворить потребности для таких записей. Да и не всегда уместно таскать высококачественный студийный микрофон. Однажды я изрядно понервничал, когда записывал шум воды, опуская дорогущий стерео Beyer-Dynamic на пятиметровом шнуре в колодец около плотины. К счастью, запись прошла успешно. Искусство, конечно, требует жертв, но эти жертвы должны быть оправданы.

Звуковой дизайн

Далее обратимся к инструментам звукового конструирования. Безусловно, можно накручивать различные звуки и моделировать алгоритмы на компьютере, используя виртуальные синтезаторы, например, программу Reactor, но это в большинстве случаев не дает нужного эффекта. Вы, конечно, можете попробовать, но... Я бы посоветовал вспомнить прошлое. Специфика эмбиент-музыки такова, что точная привязка к ритмической сетке, "quantize", не всегда уместна, а часто и вредна. Существует огромное количество замечательных синтезаторов с великолепным звуком, но они не обладают MIDI-интерфейсом. Сейчас многие из них можно приобрести очень недорого, а результат получить отличный. Правда, для этого нужно уметь-хотя бы немного играть и знать основы синтеза. Также хорошим приобретением будет сэмплер, лучше с набором различных фильтров - для создания собственных библиотек и патчей. Сейчас многие пользуются сотнями готовых библиотек, которые копируются друг у друга, клонируя одни и те же звуки и барабанные петли и загружая их в программные сэмплеры. Естественно, это очень удобно, если речь идет об изготовлении рекламного ролика или низкобюджетной аранжировки на скорую руку. Но если говорить о чемто высокохудожественном, наверное, стоит забыть о клонированных пресетах.

Обработка звука и спецэффекты

Что касается обработки звука, то это зависит как от финансовых возможностей, так и личных предпочтений. Надеюсь, понятно, что я имею в виду - ревербератор топ-класса не повредит, но только в том случае, если качество всей остальной аппаратуры будет соответствующее. В противном случае вы просто не оцените всех его преимуществ.
В музыке эмбиент обработка звука выходит за привычные понятия "реверберация", "звуковые планы" и др. Безусловно, общие принципы сведения, обработки и нахождения нужного тонального баланса остаются, но добавляется нечто большее - неразрывная связь звука и объема выходит за рамки пространства. То есть обработка становится полноправным инструментом саунд-дизайна и существует не только для того, чтобы придать готовому звучанию инструментов некий естественный объем, как скажем в джазовой или рок-музыке, а как самостоятельный креативный инструмент. Зачастую сам естественный тембр звучания инструмента может полностью (!) заменяться его реверберационным отзвуком. В довершение сказанного могу привести пример, когда некий спецэффект был создан с помощью большой петли из нескольких гитарных педалей - фейзер, дилей, фленжер, вау-вау, еще дилей. С помощью Y-образного кабеля цепь раздваивалась, и часть сигнала подвергалась реверберации. Можно было очень долго играть на ручках, регулируя различные параметры, в том числе и feedback - от долгого отклика до протяжного воя. В общем, нетрадиционное использование традиционного - один из залогов получения действительно интересного звучания.

Компьютеры

Использование компьютера для создания музыки действительно камень преткновения сегодняшнего дня. Многие начинают сочинять именно с помощью компьютера, миди-клавиатуры и настольных мультимедийных колоночек. На них же обычно и слушают любимую музыку, чаще всего в тр3 формате. В результате то, что выходит из-под пера этих, часто весьма талантливых сочинителей, нормально звучит только через подобные "мыльницы", да и то в лучшем случае. В настоящее время количество подобных записей все возрастает. В довершение плоского и невыразительного звучания эти "произведения искусства", как правило, страдают почти полным отсутствием драматургии, чувства, глубины переживаний и являются чем-то вроде плодов музыкальной графомании.

Поймите меня правильно - я нисколько не против компьютеров. Я против преувеличения их возможностей и против иллюзий, с ними связанных. И это абсолютно не зависит от стилистики и рода творческой деятельности. Относительно же эмбиента хочется отдельно добавить следующее - эта музыка не является полностью компьютерной, или сугубо электронной, или "неживой" и секвенсерной. Если для кого-то это так, то он заблуждается и мне его искренне жаль. Хотя умелое и правильное использование компьютерных технологий работы со звуком может дополнить практически любое исполнение и внести в него не только новые краски, но даже целую цветовую палитру.

Аранжировка

Если вы хотя бы в некоторой степени владеете искусством аранжировки, то работа в данном стиле вам, скорее всего, окажется по плечу. Но только при определенных условиях.

Во-первых, необходимо очень тонко чувствовать и понимать внутреннее смысловое наполнение эмбиента, его идейную основу, концепцию построения фактуры. Для этого нужно не просто прослушать энное количество классических работ в данной стилистике, но прежде всего быть отзывчивым к окружающему миру, чувствовать тонкие грани эмоций и охватывать в сознании всю глубину мироздания. Иначе ваши произведения имеют большой шанс оказаться лживыми, поддельными и ненатуральными, а, следовательно, и малоинтересными. При аранжировке поп-музыки можно получить приличный результат только за счет ремесла и опыта, разумеется, при условии хорошего исходного материала. В эмбиенте такое не пройдет - нужно намного глубже пережить то, что нужно выразить. С этой точки зрения создание эмбиента сродни сочинению классической музыки - требуется не только знание инструментовки, гармонии и композиции, но еще очень тонкое, можно даже сказать, инстинктивное чутье обстановки и характера. Сложно? Да, непросто. Но если подходить к работе с открытым сердцем и отсутствием сугубо меркантильных интересов, многие вопросы решаются сами собой, плавно и незаметно. Они просто в определенный момент исчезают.

Во-вторых, необходимо очень точно понимать и знать технологические основы производства. Безусловно, данные знания нужны в любом деле. Но, по сравнению с другими стилями, в эмбиенте, из-за его прозрачного и минималистичного характера, многие технические ошибки видны гораздо заметнее.

Здесь есть, конечно, и много плюсов. Благодаря свободному характеру эмбиента многие недочеты могут быть с легкостью скрыты, замаскированы и даже превращены в достоинства и "фишки". Но опять же - нужно хорошо знать, как это сделать технически.

В-третьих, нужно развить в себе особый образ пространственного мышления. Данное свойство сложно объяснить в популярной форме, потому что это - "иное". Возможно, что-то вроде того, как в математике оперируют с несуществующими поверхностями или многомерными пространствами. Другими словами, это абстракция, но математически точная и наполненная жизнью и смыслом, как биоорганизм. Это пространство можно описать и как наслоение импрессионистских фактур или как филигранно точно рассчитанное, выверенное сочетание перекрывающихся сфер. Получилось немного витиевато, но, надеюсь, вы меня поймете правильно.

В-четвертых, надо уметь определять соотношение драматической напряженности и времени развития композиции. Это может быть как полутораминутное эссе, так и полуторачасовое произведение крупной формы. Но в любом случае необходимо охватывать его в сознании целиком, со всеми деталями и подробностями, дабы проследить все смысловое развитие, все горы и каньоны, все сжатия и разряженности. То есть это что-то сродни кинорежиссуре, но в звуке.

Оформление студии, создание эмбиент-атмосферы

Многие студии, где мне приходилось бывать, совершенно непригодны для создания эмбиента. И в основном не по техническим характеристикам, а по окружающей обстановке. Как правило, это подвальные или полуподвальные помещения с невыразительным казенным дизайном и отсутствием солнечного света. Правда, у нас в стране с дизайном, особенно промышленным, всегда были проблемы. Достаточно взглянуть на отечественные автомобили или бытовую технику. Я не хочу обидеть многих та лантливых художников, дизайнеров и декораторов, но всего лишь обратить внимание на чудовищную (не побоюсь этого слова) дремучесть и безкультурность в вопросах организации труда, особенно в сферах, где требуется творческий подход. И не стоит потом удивляться, что результат долгих часов и дней напряженной работы страдает блеклостью и невыразительностью. Это само окружение оставляет на нем свою незримую печать, что-то вроде "меня сделали здесь - в прокуренной комнате, опутанной грязными проводами, среди мертвых железяк, где нет солнечного света и живых растений". А, между тем создать привлекательную для творчества обстановку не так и сложно (что не скажешь о дизайне автомобилей), даже если вы не обладаете бюджетом студии "Real World". Натуральное дерево, мягкое освещение, живые цветы, удобное расположение необходимой аппаратуры поможет вам наиболее полно выразить ваши творческие идеи.

Как найти своего слушателя

Это действительно большая проблема в наше время, несмотря на кажущуюся простоту коммуникаций. Многие скажут - слушатель всегда тот. Однако это верно, только если слушатель похож на чистый лист бумаги, а не зомб


Ссылки на вэб-сайты посвящённые эмбиенту.
Воронежский портал...
Напишите мне


 
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz