Психоделика.  


ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ




Пси-транс (psychedelic trance) является музыкальным течением, процветающим в международном подполье. Его поклонникам нет дела до того, какой модный трек играет в своих последних сетах, скажем, Пит Тонг (Pete Tong) или Робби Ривера (Robbie Rivera). Главные транс-музыканты и лейблы, базирующиеся в Англии, Израиле, Австралии, Европе, догоняют и зачастую опережают своих коллег из танцевального мейнстрима по объемам продаж. Вечеринки, проводящиеся в живописных местах, не рекламируются широко, но несмотря на это собирают тысячи людей со всех концов света. Билеты на эти мероприятия иногда распродаются за несколько недель до самих вечеринок. В чем причины подобной жизнестойкости движения, которое так далеко от эстрады, MTV и фешенебельных танцевальных клубов?

Все началось в Индии. Конкретно – Гоа. Штат Гоа находится приблизительно в 600 км к югу от Бомбея. До 1960-х гг. он был португальской колонией, и за время колонизации впитал в себя учение христиан, которое вылилось в религиозную терпимость местных жителей и культурное многообразие. Теплый климат, девственные пляжи – вскоре Гоа стал международным местом сбора фанатиков new age, мистиков, спиритуалистов, изгоев, наркодилеров и красочных фриков. Гоанцы относились к пришельцам вполне дружелюбно, и штат превратился в райское место для отдыха во время холодных европейских и американских зим.
Приток «тусовщиков», тех, кто возводил веселье и угар в культ, начался уже в конце 1960-х, а затем до этих мест докатилась западная музыка. Поначалу доминирующими стилями были психоделик-рок и регги. На пляжах и в бамбуковых лесах проводились вечеринки (party), для которых приспосабливали генераторы и звуковое оборудование. Неотъемлемой частью пати стали психоделические театральные представления – сумасшедшая смесь флуоресцентных декораций и индийской мифологии.

В 1987-1988 произошли интересные перемены. На сцене появился acid house, и французский ди-джей по имени Лоран решил добавить электронное звучание в пати, проводящиеся в Гоа. Сначала реакция была негативной, но потом гоанские тусовщики подхватили эту идею, что и стало первым шагом к тому пси-трансу, который мы слышим сегодня.
Следующий шаг сделал калифорнийский ди-джей Гоа Гил, который осознал огромный потенциал электронной музыки в рамках Гоа. Его идеей было соединить музыку и духовность. Его концепция: воссоздание древних ритуалов в новой, современной форме, что позволит ему погрузить слушателей в необычное («психоделическое») состояние при участии транс-музыки и танцев, а затем вывести их на более высокий уровень осознания себя и окружающего мира («расширение сознания»).
Первое время было сложновато находить подходящую музыку, так что ди-джеи сводили B-sides и инструментальные отрывки из new wave и electro композиций со специальным образом ремикшированной танцевальной музыкой, которая проигрывалась с кассет при помощи Sony Walkmen’а (из-за гоанской жары винил практически не использовался). К апрелю жара становилась невыносимой для пришельцев с Запада, а потом начинался сезон дождей, продолжающийся до августа. Те, кто окунулся в зарождающееся движение, ехали домой или продолжали путешествовать по другим странам, распространяя музыку, идеи и «вибрации» Гоа-транса. Идеи получили логическое продолжение в других странах, а получившийся в результате музыкальный гибрид окрестили «психоделик-транс».

2004-й год…
Массовая аудитория снова проявляет интерес к пси-трансу; как СМИ, так и ди-джеи/клабберы тянутся к этому стилю. Но истина в том, что темпы развития транса никогда не зависели от того, что журналисты провозглашали «самой модной сценой» или «современным трендом».
По словам Ричарда Блура (Richard Bloor) из T.I.P. World Records, главного пси-трансового лейбла Великобритании, «наше движение – это образ жизни. Это субкультура, а не преходящая мода или раздутая пустышка, как большинство танцевальных стилей. Успех пси-транса не зависит от средств массовой информации».
Если развитие транса происходит без участия мейнстрима, то чем же вызван увеличившийся интерес к этому движению? Возможно, причиной является то, что многие клабберы разочаровались в аккуратно запакованных и продаваемых им танцевальных стилях. Ди-джеи и продюсеры обращаются к трансу, так как он позволяет им экспериментировать с оригинальными новыми звуками. Ведь в hard dance в последнее время наблюдается недостаток творческих идей. Многие продюсеры и ди-джеи пытаются использовать достижения пси-транса, чтобы усовершенствовать собственное звучание.
Одним из наиболее интересных релизов последнего времени стал ремикс Lo Step на композицию Shpongle “Dorset Perception”, который вызвал огромный ажиотаж замысловатым программированием и «вливанием» новых идей в брейкс-сцену, которая на тот момент завязла в самоповторении.
Вывод? Люди готовы открыться навстречу чему-то новому. Некоторые жанры танцевальной музыки топчутся на месте. Может ли быть, что пси-транс способен поднять их на следующую эволюционную ступень?

Две полных луны, пожалуйста
Пси-транс как движение включает в себя международную сеть музыкантов, лейблов, мероприятий, информационных средств и поклонников. Он также имеет собственную уникальную культуру, стиль и творения искусства. Неудивительно, что столько людей любят транс – он может предложить им очень многое. Сэм Чайшоп – основатель сайта chaishop.com, одного из главных Веб-сайтов, посвященных образу жизни трансеров. По словам Сэма, существует по крайней мере шесть факторов, которые помогли трансу завоевать такое количество поклонников и создать насыщенную субкультуру.
«Во-первых, транс тесно взаимодействует с аудиторией – каждый может участвовать в движении в качестве музыканта, художника и так далее», говорит Сэм, «так что люди оказываются вовлеченными в движение, не оставаясь тупыми потребителями. Кроме того, пси-транс – это сложная, «умная» музыка, привлекающая мыслящих личностей».
«В-третьих, трансеры употребляют специфические вещества, что также очень важно. Поклонники пси-транса предпочитают курить, а не напиваться. Следующий фактор – близость к природе. Трансеры любят проводить вечеринки на открытом воздухе, что гораздо полезнее для тела и духа, чем душные темные клубы. Кроме того, это дает возможность получить богатый психоделический опыт, ведь вечеринки проводятся в живописнейших местах по всему миру. Интернациональность – пси-трансеры любят путешествовать, а путешествия расширяют человеческий кругозор. Международные сборы трансеров сопряжены с интенсивным культурным обменом».
«И, наконец, энтузиазм и страстная увлеченность приверженцев пси-транса. Большинство людей, которые двигают транс вперед – это энтузиасты, которые зачастую работают за минимальную оплату или вовсе не получают за свою деятельность никаких денег. Поэтому жадные до денег промоутеры и музыканты обычно предпочитают не связываться с пси-трансом».

Одна из причин, по которым пси-транс не становится мейнстримом, - то, что он не подается публике на блюдечке, в отличие от большинства других субкультур. Его нужно искать и познавать самостоятельно. По словам Сэма, большинство пси-трансеров являются заядлыми путешественниками. Они стремятся не только тусоваться, но и узнавать больше о других странах и людях. Чтобы попасть на международный фестиваль, нужно проехать несколько сотен километров. В процессе люди узнают много нового и интересного, а само мероприятие становится более захватывающим и запоминающимся.
Саймон Посфорд – один из дуэта Shpongle, а также один из основателей Twisted Records. «Одно дело – слушать музыку в помещении, и совсем другое – слушать ее на огромной аудиосистеме, в то время как над тобой происходит удивительная пляска света и теней, передвигается луна или восходит солнце», рассказывает Посфорд. «Музыка отражает эти перемены и рассказывает историю, вечную, как мир».
Большинство поклонников пси-транса хотят получать свежие, новые ощущения, и им предоставляется такая возможность. По словам Александра Кравцика, 24-летнего студента и пси-трансера из Берлина, «трансеры – это интернациональное сообщество, которое обменивается информацией и новыми идеями посредством Интернета и на крупных международных фестивалях, о которых не знают посторонние люди. Ты можешь приехать в любую страну и быть уверенным, что найдешь единомышленников, которые встретят тебя с распростертыми объятиями».

Движение вперед
Пси-транс музыканты стремятся к созданию продвинутой, максимально современной музыки, не используя устаревшие идеи снова и снова. Они соединяют новейшие технологические достижения с традиционными инструментами, чтобы творить нечто самобытное и необыкновенное. «Пси-транс считается музыкой, не имеющей границ или рамок. Слушатель пси-транса – это человек, который открыт навстречу новому, жаждущий оригинального звучания», утверждает Astrix, один из наиболее популярных транс-музыкантов последнего времени. «А так как данная музыка редко пишется с участием вокала, она способна преодолевать языковой барьер, становясь интересной для аудитории со всего мира».
По словам Эяла Янковича с израильского лейбла HOMmega Productions, «пси-транс – это продвинутая музыка. В ней практически не поют, она в основном инструментальная, и поэтому она нравится людям во всех странах. Она духовная и эмоциональная, каждая композиция – это почти история в себе, которая подается с чрезвычайной энергией благодаря интенсивным басовым линиям и замысловатым ритмам».

Ключевые музыканты – это такие коллективы, как Infected Mushroom, 1200Mics, Growling Mad Scientists, Astral Projection, Kox Box, Transwave, Wrecked Machines, Sub6, Psysex. Хотя внутри своей субкультуры они получили широкое признание, в мейнстриме о них едва ли кто-то слышал.
Большинство людей, не являющихся пси-трансерами, находятся в полном неведении о таких мероприятиях, как Antiworld vs. Psygate, Chichime и Tribe of Frog (устраивающиеся в Великобритании). То же самое относится и к фестивалям, таким как Voov Experience (Германия), Boom (Португалия), Samothraki (Греция) и Vortex (Африка). Однако эти мероприятия очень важны для поклонников пси-транса. Они дают возможность не только потусоваться, но и найти вдохновение. Во время этих сборищ зарождаются новые идеи, устанавливаются знакомства, завязываются дружеские отношения.

Другой причиной того, что пси-транс не становится частью мейнстрима, является то, что транс-лейблы не считают обычные СМИ лучшим способом продвижения своей музыки. Лондонский лейбл T.I.P. World фактически не тратится на рекламу и промоушн, но продает до 10 тысяч копий некоторых релизов через специализированную сеть магазинов, сайтов и журналов. T.I.P. создали себе репутацию качественного лейбла, организуя легендарные вечеринки и выпуская интересные альбомы. Когда люди покупают релизы T.I.P. World’а, они платят дань своему образу жизни и трансерской субкультуре.
По словам Ричарда Блура, «в каждом нашем релизе есть частичка волшебства. Реклама почти не играет роли в нашей деятельности. За 10 лет работы мы создали сильный и узнаваемый бренд, и нам обычно даже не требуется посылать промо-релизы клиентам или ди-джеям, чтобы получить массу заказов от магазинов. Иногда гораздо лучше не давать никакой информации об альбоме до того, как он выпускается в продажу – это возбуждает интерес, а также предотвращает пиратство».
То же самое с мероприятиями. Энрико Сорбелло (Enrico Sorbello) – главный организатор крупнейшего британского пси-транс фестиваля Antiworld vs. Psygate. По его словам, «успех транс-вечеринки зависит от присутствия определенного количества последователей или поклонников транс-звучания. Кроме того, необходимо уважать предпочтения любителей full-on пси-транса и путешественников из других стран, так как они создают уникальную атмосферу пси-вечеринок. Если вы потеряете уважение этих людей, то они перестанут ходить на вечеринки, и атмосфера утратит свой шарм. Поэтому нужно рекламировать вечеринки определенным образом, иначе вы не привлечете правильных людей».
Несмотря на то, что это попахивает высокомерием и стремлением ощутить себя частью некой элиты, у пси-трансеров есть причины побаиваться популярности. Другие стили приходят и уходят, а СМИ прыгают от одного модного движения к другому. Трансеры понимают, что у них есть что-то особенное, и они не хотят, чтобы транс подвергся коммерциализации подобно другим субкультурам.
«Главная причина, по которой пси-транс жив до сих пор, - это его «настороженное» отношение к системе», говорит Нади, член немецкого лейбла Domo Records.
Подобные опасения являются обоснованными. Но ведь интерес со стороны мейнстрима мог бы помочь транс-музыкантам получить более широкое признание и вызвать большие продажи для лейблов. Что думают по этому поводу сами пси-трансеры?
«Успех в мейнстриме был бы кратковременным, и он мог бы пойти вразрез с нашими принципами. Мы – подпольное сообщество, стойкое и процветающее», убежден Ричард Блур.

Но массовая аудитория вряд ли могла бы повально увлечься пси-трансом – в том числе из-за высокого BPM (beats per minute). Может быть, он содержит слишком много сложной музыкальной информации, чтобы понравиться мейнстриму?
Мариос Тривизас (Marios Trivizas), организатор фестиваля Samothraki Dance, утверждает: «Транс – слишком замысловатая музыка для большинства людей, которые ждут от музыки простоты. Трансеры стремятся к самовыражению, а обретение духовности при помощи музыки – не самый распространенный путь».


Ссылочки на данную тему.
Небесное притяжение !
www.chaishop.com
www.psymag.com
www.tipworld.com
Напишите мне


 
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz